Возможные Причины поломки турбины.
Главная Историко-культурное направление Программа региональной культурологии

Программа региональной культурологии

Северо – западный центр практической археологии «Сваргас»

Образовательная программа «Региональная культурология»

По рабочей концепции педагога МХК (преподавателя культурологии) Гориной Ирины Владимировны СОШ № 4 г. Сосновый Бор

Составлено Николаевым А. С. доцентом кафедры экономики и управления на предприятии (по отраслям) Выборгского филиала Государственного инженерно – экономического университета для Историко –культурного центра Варяжский двор.

 

 

 

г. Выборг

2011

 

 

Образовательная программа «Региональная культурология»

 

 

Методическая справка к образовательной программе

«Региональная культурология»

Региональная  культурология является перспективной областью изучения культуры. Её преподавание позволяет расширить возможности краеведческих исследований. Краеведение – узкоспециализированная область знаний и одна из составляющих частей региональной культурологии, которая исследует памятники истории и культуры регионального значения в контексте исторического развития России.

 

Отличительной особенностью данного учебного курса является возможность преподавания региональной культурологии в качестве допрофессиональной подготовки учащихся образовательных школ. Курс выстроен с учётом междисциплинарных связей базовых школьных предметов (истории, МХК, краеведения, литературы). Методы обучения включают преподавание нового материала с использованием мультимедийных презентаций в сочетании с исследовательской деятельностью.

 

Программа носит практическую направленность с целью приобретения учащимися навыков непосредственной исследовательской работы в области культурологического знания. Тематическое планирование предполагает соединение теоретических и практических занятий. При его составлении специалист должен учитывать три составляющих:

 

 

  1. Проектно-исследовательскую работу по истории региона или малой родины с последующим оформлением и публичным представлением её итогов в виде презентаций, сайта, тематического альбома с фотографиями и текстовыми документами.

 

 

  1. Раздел «Музееведение», знакомящий учеников с системой музейной работы, проведения выставок, особенностями организации музейной экспозиции. Данный раздел предусматривает проведение экскурсий и создание творческих работ учащихся (например: отчет об экскурсии, создание тематической фотогалереи).

 

 

  1. Раздел создания экскурсионного маршрута по достопримечательностям региона в форме виртуальной или реальной экскурсии с его последующим публичным представлением на итоговом занятии или конференции.

 

 

Программа предполагает, на усмотрение специалиста, реализацию 18 часов, 36 часов, 72 часа. Возраст от 11 до 17 лет. Образовательная программа «Региональная культурология» может быть использована в качестве допрофессиональной подготовки учащихся и в дополнение к базовым школьным программам по литературе, МХК, истории, краеведения.

 

 

 

Программное планирование, тематика исследовательской работы и специфика музейной и экскурсионной практики разрабатывается специалистом самостоятельно с учётом возрастных особенностей учащихся.

 

Цель программы:

  • способствовать формированию духовной культуры личности через приобщение учащихся к историко-культурному наследию родной земли.

 

  • Содействовать патриотическому воспитанию и становлению гражданской позиции молодого человека через исследовательскую работу.

 

  • Создать условия для социально-творческого развития учащихся, их до профессиональной подготовке в области изучения культуры.

 

Задачи:

познакомить учащихся с предметом региональная культурология и правилами культурологического описания объектов родного края;

 

способствовать развитию навыков исследовательской работы и формами её представления в виде исторической справки, доклада на конференции;

 

содействовать формированию социально-творческой позиции и определению возможной будущей профессии в направлении музееведения, культурологи, преподавания гуманитарных дисциплин;

 

через знакомство с особенностями работы в экспозиции музея, с фондами, правилами исследовательской деятельности; научить работе с памятниками истории и культуры; привить умения и навыки практической деятельности при сочетании индивидуальных и коллективных форм работы.

 

Для выполнения данных учебно-воспитательных задач программой учебного курса предусмотрены следующие основные виды деятельности:

 

-     ознакомительные уроки – беседы с использованием презентаций, слайдов, иллюстраций;

-     выполнение  поисково-исследовательских работы и её оформления в виде исторической справки и презентации;

-     защита итоговых работ

Основным видом занятий является форма лекций с демонстрацией слайдов, практических занятий по поиску и обработке материала по теме исследования, проведение тематических экскурсий в залах музеев, знакомство с их фондами, организация тематических выставок в школе.

 

В основу данной программы положены следующие принципы:

-     единство воспитания, образования, развития;

-     единство теоретической и творческой деятельности учащихся.

Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский, информационный и воспитательный характер. Содержание программы учитывает возраст и социально-психологические особенности учащихся, их интересы и потребности.

 

Ключевыми методами в реализации данной программы можно считать:

-     метод ознакомительных занятий;

-     словесно-наглядный;

-     метод практических заданий;

-     поисковый метод;

-     метод  групповой и индивидуальной работы.

 

Программа курса предполагает личностно ориентированный подход к учащимся, возможность проявления творческой индивидуальности.

 

 

2011-20012 год образовательная программа «Региональная культурология»

 

На 36 часов

 

№ 

Наименование разделов,

дисциплин, тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Выездные занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие. Беседа о предмете культурология и значении культуры в жизни человека. Региональная культурология и её место в системе гуманитарных знаний.

3

2

 

1

2.

Проектно-исследовательская деятельность

 

15

 

 

 

3

Правила разработки плана, концепции и этапов исследовательского проекта. Правила сбора информации по предмету исследования.

3

1

-

2

4

Методы обработки информации в форме презентации, исторической справки, доклада, фотогалереи.

9

2

-

7

5

Представление результатов исследовательской работы на тематическом классоном часе.

3

1

-

2

6

Музееведение – (12 часов)

Работа с документами и музейными экспонатами. Обработка материалов на базе музея. Встречи с ветеранами

9

2

 

6

7

Организация выставки по выбранной теме. Формирование и представление экспозиции.

3

1

 

2

8.

Экскурсионные маршруты

Методика составления экскурсионного маршрута. Правила составления и представления.

3

 

3

 

 

Итоговый контроль

3

 

 

3

 

ИТОГО

36

9

3

23

 

 

….


 

Образовательная программа  “Региональная культурология»

 

 

Срок реализации: 1 год

 

Программа курса рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста и предполагает 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу на базе северо – западного  центра практической археологии «Сваргас» Наполняемость  группы 12 человек. 3 группы разной возрастной категории.

 

Цель обучения:

 

  1. познакомить с особенностями предмета региональная культурология и исследовательской работой в этой области;
  2. способствовать развитию личного интереса и желания реализовать свои творческие способности в данной области гуманитарного знания;
  3. углубить знания в системе межпредметных связей истории и литературы на основе регионального компонента.

 

Программа курса предполагает различные формы изучения и освоения материала:

поисково-исследовательскую работу;

создание творческих работ;

экскурсии в музеи г. Выборга и Ленинградской области.

 

Данные формы работ способствуют расширению кругозора учащихся, формированию навыка общения с искусством, воспитанию чувства патриотизма, любви к историко-культурному наследию малой Родины.

 

Учебные задачи:

 

1. познакомить учащихся с особенностями культурологического описания объектов культуры регионального значения;

2. содействовать формированию и развитию навыков исследовательской и практической работы в области региональной культурологии  через работу с объектом исследования, музейной экспозицией и последующим оформлением результатов исследований;

3. в процессе экскурсий и творческих встреч содействовать активному восприятию экспозиции музеев, умению работать с историко-культурной информацией заключённой в артефактах культуры;

4. способствовать развитию навыков групповой и исследовательской работы в процессе сбора тематической информации  и  её обработки.

 

Формами предъявления результата работы могут быть: создание исследовательских работ в форме презентаций, участие в школьных  конкурсах, конференциях.

 

Диагностика результативности осуществляется:

 

 

  • через активное участие в поисково – исследовательской работе;

 

  • через учёт активности и устойчивого интереса к предмету изучения.

 

По окончании курса обучения по данной программе проводится защита учащимися своих работ.

 

 

На 36 часов

 

№ 

Наименование разделов,

дисциплин, тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Выездные занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие. Беседа о предмете культурология и значении культуры в жизни человека. Региональная культурология и её место в системе гуманитарных знаний.

3

2

 

1-

2.

Проектно-исследовательская деятельность

 

12

 

 

 

3

Знакомство с исследовательской деятельностью

3

1

-

2

4

Методы обработки информации в форме презентации, исторической справки, доклада, фотогалереи.

9

2

-

7

5

Представление результатов исследовательской работы на тематическом занятии

3

1

-

2

6

Музееведение –

Работа с документами и музейными экспонатами. Обработка материалов на базе музея.. Встречи с ветеранами

9

2

 

6

7

Организация выставки по выбранной теме. Формирование и представление экспозиции.

3

1

 

2

8.

Экскурсионные маршруты

Методика составления экскурсионного маршрута. Правила составления и представления.

3

 

3

 

 

Итоговый контроль

3

 

 

3

 

ИТОГО

36

9

3

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для группы учащихся 5-6 классов

Т — теоретический материал

П – практическое занятие

 

 

№ п/п

Блок

Раздел — Тема

Кол-во занятий (уроков)

1

Т

Вводное занятие. Беседа о предмете культурология и значении культуры в жизни человека. Региональная культурология и её место в системе гуманитарных знаний.

1

2

 

 

Т

Музееведение

 

Рассказ об истории создания и работе Комплексного музея краеведения.

2

 

Т+П

Рассказ о музейных экспонатах и правилах их сбора. Представление вещей в качестве музейных экспонатов.

1+1

 

Т

Рассказ о музеях города Выборг и Санкт-Петербурга.

4

 

Т+П

Рассказ о правилах создания выставки в музее. Помощь в оформлении и проведении передвижных выставок Музея.

1+3

3

 

 

 

Т+П

Проектно-исследовательская деятельность

Участие в региональном проекте традиционного конкурса детского творчества «Врата в будущее»

2+4

 

П

Представление и оформление выставки «Выборг – город легенд» в школе.

2

 

П

Участие в создании путеводителя «Город глазами детей». Сочинения, сказки, рисунки о Выборге. Оформление тематической выставки.

 

6

4

 

 

 

П

Экскурсионные маршруты

Практическая археология «музей живой истории» — поселение «Сваргас»

2

 

П

Выборгский замок

2

 

П

Дом – музей В.И. Ленина

2

 

П

Музей ретро – автомобилей

2

 

5

 

П

 

Итоговое занятие

 

1

 

 

 

 

 

 

Всего занятий

36 (11 + 25)

 

 


Тематическое планирование для группы учащихся 7-8 классов

Т — теоретический материал

П – практическое занятие

 

 

№ п/п

Блок

Раздел — Тема

Кол-во занятий (уроков)

1

Т

Вводное занятие. Беседа о предмете культурология и значении культуры в жизни человека. Региональная культурология и её место в системе гуманитарных знаний.

1

2

 

 

 

Т

Музееведение.

 

Рассказ об истории создания и работе СЗЦПА «Сваргас»

2

 

Т+П

Рассказ о музейных экспонатах и правилах их сбора. Представление вещей в качестве музейных экспонатов.

1+1

 

Т+П

Рассказ о правилах создания выставки в СЗЦПА. Помощь в оформлении и проведении передвижных выставок Музея -усадьбы.

1+2

 

Т+П

Оформление краеведческого уголка в СОШ

1+4

3

 

 

 

Т+П

Проектно-исследовательская деятельность

Участие в региональном проекте «Врата в будущее»

2+4

 

П

Представление и оформление выставки «Выборг – город легенд» в школе.

2

 

П

Подготовка и участие в открытии передвижной выставки «Выборг — фестивальный».

2

 

П

Самостоятельное изготовление реконструкции средневековой одежды и нарядов

4

 

П

Подготовка и участие во встречах с заслуженными людьми и ветеранами города Выборга

 

4

4

 

 

 

Т

Экскурсионные маршруты

Знакомство с правилами и представлением экскурсионных маршрутов.

 

2

 

П

Составление экскурсионных маршрутов по городу Выборг.

2

 

5

П

Итоговое занятие

 

1

 

 

 

 

 

Всего занятий:

36 (10 + 26)

 

Тематическое планирование для группы учащихся  9-11 классов

Т — теоретический материал

П – практическое занятие

 

 

№ п/п

Блок

Раздел — Тема

Кол-во занятий (уроков)

1

Т

Вводное занятие. Беседа о предмете культурология и значении культуры в жизни человека. Региональная культурология и её место в системе гуманитарных знаний.

1

2

 

 

Т+П

Музееведение

 

Подготовка и правила проведения работы Музея краеведения для областного конкурса.

1+2

 

П

Защита и представление работы Музея для городской комиссии.

2

 

Т+П

Рассказ о правилах создания выставки в музее. Помощь в оформлении и проведении передвижных выставок Музея — усадьбы: «Выборг – город легенд» (март 2012 г.), «История и культура нашего края» (май 2012 г.).

1+6

3

 

 

 

Т+П

Проектно-исследовательская деятельность

Участие в подготовке литературных и изыскательских работ на конкурс «Врата в будущее»

 

 

 

1+3

 

Т+П

Подготовка и представление докладов на Всероссийской студенческой конференции СПбГУ докладов: «Памяти Микаэля Агриколы», «Граф Ф. М. Апраксин – „птенец гнезда петрова “.

1+3

 

П

Участие и представление доклада на областном конкурсе «Отечество»: «Первые строители и жители города Выборг»

6

4

 

 

 

Т

Экскурсионные маршруты

Участие в торжественном праздновании 200 летия войны 1812 г. и подготовка материалов по памятным событиям того периода на территории Выборга и Выборгского района, проведение экскурсии.

 

 

 

 

4

 

Т

Обзорная экскурсия по Выборгу и ГМ «Выборгский замок»

4

 

5

 

П

 

Итоговое занятие

 

1

 

 

 

 

 

 

Всего занятий

36 (13+ 23)

 


Ожидаемые результаты освоения программы

 

Результатом образовательного процесса является уровень знаний, умений и навыков, которого достигли учащиеся.

Ученики приобретают знания:

  • по предмету региональная культурология, знакомятся с его спецификой, методами работы;
  • по истории родного края, его культурно-исторического наследия;
  • по составлению культурологического описания.

Учатся обобщению знаний, самостоятельному поиску материала и его обработки  при создании исследовательских работ.

 

Владеют понятиями: региональная культурология, музей, экскурсия, музейная коллекция, музейные фонды, единица хранения.

Умеют составлять культурологическое описание

Приобретают навык исследовательской и поисковой работы

Приобретают опыт групповой и индивидуальной деятельности в создании исследовательских  работ по темам.

Основные виды учёта знаний, умений и навыков:

 

Текущий контроль – проводится в течении года с целью проверки выполнения этапов практической работы.

Итоговый контроль – проводится в конце года с целью определения степени достижения результатов в обучении.

Формы проведения контроля:

Устный опрос. Педагогическое наблюдение. Самостоятельность выполнения. Анализ исследовательской работы. Защита работы.

 

Критерий оценки:

Самостоятельность и быстрое выполнение индивидуальной работы.

Активное и интерес к выполнению исследовательской работы.

Формы проведения контроля: представление итоговых работ, выступления на конференциях.

Составлено Николаевым А. С.  _____________

доцентом кафедры экономики и управления на предприятии (по отраслям) Выборгского филиала Государственного инженерно – экономического университета для Историко –культурного центра Варяжский двор.


Приложение

Учебно-материальная база

Оборудование:

Столы

Мультимедийная аппаратура

Компьютер

Проекционный аппарат

Телевизор

Видеомагнитофон

Методический материал:

 

Видеофильмы

Слайды

Репродукции

Презентации

Тексты

Документы

Фотографии

Монографии

Учебные пособия

Информационные ресурсы Русского музея: книги, слайды, видео-фильмы, компакт-диски, а так же частной усадьбы «Сваргас»

Список литературы для педагогов

 

  • Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Спб.,2005.
  • Журнал Родина. Россия и Франция., 2002.
  • Журнал Родина, 1990.
  • Культурология., М. 1990.
  • Марченко Н. ПРИМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ Спб., 2001г.
  • Мурашова Н. В. Мыслина Л. П. ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. Кингисеппский район. Спб., 1999г
  • Мурашова Н. В. Мыслина Л. П. ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. Ломоносовский район. Спб., 1999г.
  • Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы. Спб., 2005.
  • Памятка Копорского полка. Спб., 1912.

Список литературы  для учащихся

  • Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Спб.,2005.
  • Журнал Родина. Россия и Франция., 2002.
  • Журнал Родина, 1990.
  • Культурология., М. 1990.
  • Марченко Н. ПРИМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ, 2001г.
  • Мурашова Н. В. Мыслина Л. П. ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. Кингисеппский район. Спб., 1999г
  • Мурашова Н. В. Мыслина Л. П. ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ. Ломоносовский район. Спб., 1999г.
  • Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы. Спб., 2005.
  • Памятка Копорского полка. Спб., 1912.

телевизор

25.08.2011, 1435 просмотров.

Партнеры

RSS
Архив "Партнеры"

 
Разработка на hostcms
Историко-Информационный портал "Выборг"