Главная Библиотека Магазин путешествий. Соединяя историю и современность

Магазин путешествий. Соединяя историю и современность

Сваргас, или Солнечное небо, — такое полное оптимизма название получила усадьба, построенная ее создателями на основании дошедших до нас описаний раннесредневековых поселений эпохи викингов. Она стала центром исторической реконструкции — движения, которое в последние годы привлекает все больше приверженцев. Кроме того, это и центр практической археологии, который пользуется вниманием академика А.Н. Кирпичникова, археолога, который в течение 36 лет открывает широкому кругу общественности исторические Сокровища Старой Ладоги.
У истоков создания усадьбы стояли трое единомышленников — наших земляков. Это Андрей Николаев, Константин Шолмов и Алексей Дудин. Не смотря на то что двое последних в настоящее время осуществляют самостоятельную деятельность в Санкт — Петербурге развитие усадьбы по прежнему является одним из главных направлений деятельности выборгского общественного историко- культурного центра «Варяжский двор»
Только за непродолжительный период текущего года и нынешней осенью в исторической усадьбе Сваргас были организованы два фестиваля, один — посвященный периоду античного Рима, другой, совместно с консульством Литовской Республики, — 1000-летию Литвы (на раннее средневековье). А летом этого же года центр «Варяжский двор» выступил основным организатором и сам активно участвовал в проведении большого фестиваля средневековой культуры «Выборгский гром», на который в Аннинские укрепления съехались реконструкторы со всей России.
О прошедших и предстоящих мероприятиях «Варяжского двора», об увлекательном изучении истории мы расспросили руководителя центра Андрея Сергеевича Николаева.

Андрей Сергеевич, каковы Ваши впечатления от недавней встречи с представителями литовского движения исторической реконструкции?

— Мы встретились с людьми, хорошо знающими историю своих предков, хранящими их знания и ремесла. Они очень серьезно воссоздают прошлую эпоху. Историческую точность, в частности, в средневековых шлемах, отметил даже академик А.Н. Кирпичников, тоже участвовавший в этом мероприятии. Но что важно еще, все участники подчеркивали, что Выборг — это нечто особенное. Приятно было слышать от старшего научного сотрудника отдела Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея Виталия Анатольевича Гелиопа определение, что Выборг остается центром пассионарности. Действительно, Выборг — особое место, от которого идут импульсы, в том числе и культурного порядка. Это говорит о том, что это не просто город в провинции, а это город, который имеет свою историю, свою культуру, на самом деле — свою душу. Это то, что нельзя потрогать или пощупать. Но тем не менее… Здесь всегда что-то  инициируется и происходит. Наш город — альма матер для реконструкторского движения, ведь именно он дал начало проведению фестивалей, которые стали собирать большое количество участников.

Над какими проектами Вы намечаете работать в ближайшее время?

— Наши мероприятия не замыкаются, как правило, в рамках заявленной программы — сам процесс общения и универсальность их участников позволяют думать и прогнозировать самые различные мероприятия. С Виталием Анатольевичем Галиопа, например, мы обсудили проект электронного альманаха, который будет представлен на портале нашего историко-культурного центра «Варяжский двор». Эта информационная площадка позволит людям, близким по взглядам, имеющим собственное мнение, представлять работы, как научного порядка, так и публицистики, творческие эссе. Этот портал смог бы отражать тот вектор видения пути развития в глобальном смысле, философского, базового характера. Мне кажется, что это будет правильный шаг, показывающий, что это не отдельное событие, а важное звено в развитии тех моментов, которые необходимы сейчас городу. Это укладывается и в концепцию, которую реализует центр «Варяжский двор» — соединение сегодняшнего момента и исторического прошлого.
На февраль мы намечаем провести научную конференцию, весной — участвовать в организации конкурса молодежных исследовательских работ «Врата в будущее». На март запланировали мероприятия с военно-историческим клубом «Эпоха», посвященные 70-летию окончания советско-финской войны. Ряд событий формируется совместно с областным комитетом по туризму и молодежной политике, поэтому о них более детально возможно будет рассказать уже в самое ближайшее время.
Но мы так же считаем, что Выборг действительно имеет очень хороший потенциал научного характера. Можно мечтать о том, чтобы наш город стал и научным центром, как он является экономическим, транспортным, туристическим.
Выборг может привлечь титанов мысли. Например, Анатолий Николаевич Кирпичников, советник аппарата Полномочного Представителя Президента в Северо-Западном округе по вопросам культуры, культурного наследия, сохранению памятников культуры, а так же советник Губернатора Ленинградской области. И это не просто шуршащие титулы. В этой связи его благосклонность к Выборгу, интерес участвовать в наших проектах очень дороги. И это опять же показатель уровня и потенциала города, который находится в состоянии пассионарности.
Наша работа имеет поддержку с различных сторон. В диалог включена городская администрация, мы работаем в совете по туризму. Есть хорошее, позитивное движение вперед. То, что мы делаем — сочетание практических аспектов и теории — тот сплав, который позволяет в интерактивной форме наступательно, интересно знакомить людей с тем духовным богатством культуры, которое привносит в регион, наш город, и всем, что с ним связано.


В глазах многих, все-таки фестивали исторической реконструкции — это всего лишь игра, шоу… А Вы говорите о научных симпозиумах…

— За зрелищностью стоит большой труд. И порой академическое знание предмета. Наоборот, такие фестивали популяризируют академическую науку. И это очень важно. Современные тенденции позволяют говорить о том, что без развития академической базовой науки, без ее грамотной популяризации очень сложно идет процесс самоидентификации не только отдельно личности, но и целого народа. И это накладывает определенный отпечаток. При всей теоретичности и заумности этих изысканий, они имеют прикладной характер. Без понимания истоков своей нации, развития и становления народа очень сложно прогнозировать, какие будут у него перспективы. Уместно привести пример из научной сферы другого порядка — все мы пользуемся современной телефонной связью и всеми достижениями, которые связаны с лазерным воздействием. И все это получено благодаря открытиям одного человека — академика Жореса Алферова. Между открытием и его применением прошло всего 15 лет, они пролетели как один миг. Без изысканий в области фундаментальной науки прорыв в технологиях был бы невозможен. К сожалению, занимаясь неоднократно переписыванием отечественной истории, мы дошли до таких моментов, что по некоторым ключевым историческим событиям у нас идет полная дезориентация

Не всем будет понятно, каким может быть прикладной характер у исторической науки.

— Науки гуманитарного порядка имеют тоже прикладной характер и конкретную природу. Состояние культуры общества, уважительное отношение каждого члена этого общества к соседям, к окружению, формирует те качества, которые позволяют социуму успешно двигаться и развиваться.
Если мы рассмотрим грани современной массовой культуры, то она отличается безусловной агрессивностью и нетерпимостью. Попробуйте посадить рядом на одну трибуну болельщиков «Спартака» и «Зенита» и поймете, что гладиаторские бои — это погремушки. Наши современники из игры формируют настоящую трагедию.
А это очень важные вещи. Например, знание истории своей семьи позволяет понимать перспективы, без родителей нет детей, без детей не будет внуков. Преемственность поколений образуется из простой вещи — из уважительного, трепетного отношения к своей истории. Мы говорим, как хорошо живет Англия. Надо понимать, что в Англии 500 лет одна и та же семья содержит бакалейный магазин или ферму. И это те традиции, которые передаются в течение 5-6 поколений. Если же мы меняем правила игры каждые 80 лет, то наши традиции постоянно меняются. Вот и результат. Наступает точка возврата…
Знать и помнить — это ключевые слова, которые определяют эти вещи и то, к чему мы стремимся в своей работе. Возврат к корням и понимание: будущее начинается из прошлого. Эти понятия необходимо понимать и формировать.

Андрей Сергеевич, как к Вам пришло увеличение исторической наукой? Что дают Вам эти занятия?

В пятом классе я прочитал книгу из серии «Жизнь замечательных людей» об Александре Македонском. Она меня поразила тем, как он шел к своей цели. Он умер в 30 лет маститым полководцем. Вся его жизнь была подчинена выполнению той задачи, которую он для себя поставил.
Тогда я и задумался впервые о том, что есть состояние истории — кто-то  в нее попадает, кто-то  нет. Герострат, который сжег храм Артемиды в Эфесе до сих пор известен, а вот вспомнить имя архитектора этого храма очень сложно. Мы помним первого космонавта планеты Юрия Гагарина, но слабо знаем второго…
В преподавании истории стала преобладать такая вещь: история — это то, что было в древние времена, а в наше время история как бы застыла. Утрачено состояние преемственности истории. Для многих история — совокупность дат, названия, событий, имен. А вот история как эволюция человечества — вектор движения направления, куда мы идем в глобальном понимании — уже перестает занимать. Мы живем во время научно-технической революции, и по сравнению с 18-19 веком действительно произошли грандиозные научно-технические достижения. И мы мним себя более мудрыми. Но стали ли мы счастливее? Мы забыли даже те недавние моменты, когда мы ходили в поход и могли набрать воду в котелок из озера и варить уху, не задумываясь, соли каких металлов в ней содержатся, не слит ли мазут. Мы раньше удивлялись, когда слышали, что в Западной Европе воду покупают в магазинах в бутылках, а теперь и у нас то же самое. И это тоже история.
Вопрос, куда мы идем, важен именно в глобальном смысле. То, что делается у нас — Сваргас, фестивали, — некоторая лаборатория, которая позволяет на конкретных ситуациях понять, что же движет человеком и какие у нас перспективы развития.
История — тонкая субстанция. Это то, что мы передаем своим детям в виде опыта, рассказов, легенд, а то и сказок. Совокупность этих вещей определяет менталитет. И глобально все эти вещи работают над единой, но важной задачей. Существует такое понятие, как архетип — то, что включает в себя эталон поведения. На раннем этапе были боги, герои. И было понятно: поступай так и это будет социально одобряемо, хорошо. В советский период был кодекс строителя коммунизма, были свои герои. Но проходит время, и нам говорят — вот человек-паук — это здорово, супер. И группа в малиновых пиджаках — тоже молодцы. Но только это те ориентиры, которые не позволяют обществу развиваться. И мы в результате технического прогресса совершенно забыли, что развитие человека — гораздо более сложный механизм, чем все компьютеры вместе взятые. И, на мой взгляд, именно история дает тот материал и возможность понять, кого же мы воспитываем, каким будет человек завтра.
Вот Чингиз — потрясатель мира. Отец его был отравлен. А он создал одну из величайших империй. Соратники Чингиза — новые монголы — уже представляли собой иной тип социальной, духовной, внутренней организации. Они эволюционизировали, потому что у них был другой взгляд, они ставили перед собой другие задачи, по-другому развивались. В этой связи очень важно понимание тех социальных ориентиров, которые мы будем ставить как для себя, так и для последующих поколений. В том числе и формирование плеяды героев, которые не будут подвергаться осмеянию. Это достаточно практическая, прикладная задача, которая позволяет разным поколениям понять свое место. Да, у нас сейчас общество потребителей: много потребляешь, значит хороший. Если не можешь себе чего-то  купить — ты — неудачник. Но ко многим богатым людям уже приходит понимание, что без социальной реализации, без выполнения надличностных задач, они не будут счастливы со всеми их самыми высокими материальными благами. Основные базовые ценности, понятия существуют и будут существовать. Мы можем разрушить некоторые из них, но не будем счастливы.
В этом смысле история для гуманитарных дисциплин — базовая, как математика для технических.
Забывая культурные достижения прошлого, мы ставим себя в неловкое положение. Государства, цивилизации возникают, развиваются, приходят в упадок. Но за всем этим процессом прослеживается стержень: когда нация забывает историю своих предков, то все приходит к угасанию. Основной единицей истории является человек, но не сам по себе, а в социуме. И должны быть социальные маркеры, на которых будут держать ориентир другие. Мы имеем наши архетипы: мужчина — это защитник, сильный, статный, он может на себя взять ответственность, вынести на своих плечах, защитить товарища. Но сегодня молодежь ориентирована на Диму Билана. Хлипкий, женоподобный, нервный. Если двигаться по этому пути, то нас ждет либо общество амазонок, либо человечество вымрет как вид. И это история!
На фестивалях средневековой реконструкции вы видите всадника, который умело управляет лошадью, бьется на мечах, и все равно в вас просыпается память предков и вы понимаете, что сильный человек — это тот, на кого хочется быть похожим.
В этой связи история для меня — не только хобби, а определенный образ жизни, который позволяет определять вектор направления, по которому надо идти. В каждом человеке есть внутренний контролер, по Фрэйду — суперэго. Когда в тебе присутствуют гармония и баланс, то ты понимаешь, что это состояние ты не купишь ни за какие деньги. Мне состояние гармонии занятия историей дают.

В Вас живет педагог, учитель…

— Может быть, ведь я закончил в средней школе №  6 педагогический класс. Я отношу себя к той категории людей, которые говорят: делай, что должен, и будь что будет. Наш средневековый Сваргас — может быть, в чем-то  и не совсем историчен, возможно, что это даже больше сказка. Но сюда любят приезжать дети. Очень важно, что эстафета с чего-то  начинается. Мальчишки и девчонки здесь бегают, играют, надевают кольчугу, примеряют в руке меч, садятся за гончарный круг, и все увиденное переплавляется в их живой интерес к собственной истории, к собственной судьбе. В каких деньгах это измерить? Невозможно знать, когда посеянное зернышко прорастет, но он посеяно — и это стоит дорого. Люди приезжают, и им это интересно, то это лучшая оценка — что мы делаем живое дело, нужное.

Но есть ведь музеи, где посетители соприкасаются с историей. Может быть, этого достаточно?

— Музеи застыли. Что такое музей? Это бабушка-смотрительница, которая сидит в углу и следит за тем, чтобы не шумели, ничего не трогали. Современный ребенок с учетом развития мультимедиа, интерактивности дошел до такого состояния, что если руками не потрогает, вообще ничего не запомнит в том потоке информации, которая на него каждодневно сваливается. У нас же в усадьбе эксперимент, лаборатория. И все это в рамках нестандартного отдыха.
Кстати, Анатолий Николаевич Кирпичников разделяет эту позицию, он говорит, что это ценно и заслуживает внимание. И возрастающая популярность нашей исторической усадьбы, на мероприятия в которую собирается много людей, говорит о том, что все это востребовано не только детьми, но и взрослыми.
Мы очень благодарны Анатолию Николаевичу Кирпичникову. Это ориентир для Северо-Запада. Высокий профессионал, культтрегер он еще и человек с гражданской позицией, обладающий мудростью, жизненной энергией.
Кстати, вероятность создания подобной усадьбы была ничтожно мала. 20 лет все реконструкторское движение мечтало, говорило, взывало о ее необходимости, а в результате она появилась только в Выборге. И это так же говорит о том, что именно Выборг — место пассионарности. Из каких энергетических потоков все здесь исходит, не знаю.

Как с практической стороны развитие реконструкторского движения в Выборге может быть использовано на благо горожан?

Показывая интересно и увлекательно то, что несет в себе наш регион наш город, поднимая свою историю, свои знания на соответствующий уровень, мы привлекаем сюда туристов. По опыту других стран, грамотное представление местной истории может привлечь людей со всего мира. По такому пути уже идут Латвия, Эстония, Литва. Наш город географически является транзитным на пути жителей Москвы в Финляндию. Насколько интересно будет жителям столицы остановиться у нас хотя бы на один день, познакомиться с нашими достопримечательностями, легендами, событиями, во многом будет зависеть благополучие горожан. Сфера туризма позволяет вовлечь в работу студентов, пенсионеров, создать дополнительные рабочие места, которые позволят иметь социальную защищенность. Это то, о чем можно задумываться, используя перепад высот: серьезные научные исторические конференции, с одной стороны, и с другой стороны — когда молодой человек, который знает свой город, может с гордостью провести экскурсию по его улицам заинтересованному гостю.
История нашего города — сокровище, которое сродни сокровищу тамплиеров. А те легенды, истории, события, в которых участвовал наш город за свою многовековую жизнь, по своей таинственности, сказочности, размаху превосходят самое смелое воображение. Взять хотя бы события «Выборгского грома», наш летний фестиваль носит его имя. Включаются и другие аспекты: ремесла, народные промыслы, которые базируются на традициях 15 века, здесь себя показывают народные умельцы — и это для них источник дохода. В нашем литовском фестивале участвовали сотрудники этнокультурного комплекса «Вереск», которые своим мастерством оставили самые радостные впечатления. Реконструкторское движение, таким образом, позволяет быть включенным многим. Фестивали исторической реконструкции тем и примечательны, что используют местный ресурс на новом уровне.
Связав воедино возможности и ресурсы Выборга, мы можем сплести очень интересный узор, который будет интересен многим и привлечет сюда и туристов, и людей с мировым именем, для которых станет престижно приехать в наш город и участвовать в городских мероприятиях.

Беседовала Вера Смирнова

04.12.2013, 262 просмотра.

Партнеры

RSS
Архив "Партнеры"

 
Разработка на hostcms
Историко-Информационный портал "Выборг"